Что такое архетип?
Взгляд К.Юнга и Л.Сонди
Фото из личного архива
Понятие “архетип” на данный момент не имеет однозначного объяснения и его можно рассматривать
с нескольких сторон.

Как писал К. Юнг архетипы – это некие врожденные психические предрасположенности, записанные в психике с самого рождения. Определенные доминанты, которые есть у каждого человека. В отличие от инстинктов они основаны на культурных ценностях. Архетип рассматривался К. Юнгом, как первичный паттерн поведения.

Так же К. Юнг писал о том, что архетип тесно связан
с коллективным бессознательным, в котором заложены все психические потребности человека, начиная от сексуального влечения и заканчивая потребностью
в уважении, дружбе, признании и т.д.

К. Юнг не старался как-то классифицировать архетипы, а описывал их произвольно, указывая скорее на общие принципы и особенности. К. Юнг полагал, что у человека может быть любое количество архетипов. Все архетипы есть в каждом человеке и активизируются только востребованные при определенных обстоятельствах. Уподобляя их инстинктам, которые руководят поведением человека, К. Юнг позиционировал архетипы как регуляторы психической жизни.
Таким образом, мы можем подойти к пониманию, что архетип - это некий культурный код, что-то этническое, что может запуститься у подавляющего большинства, диктуя определенные паттерны поведения и мышления. Например, Германия во время Второй Мировой Войны. Однако, здесь есть очень важный момент. У каждого человека с разным набором влечений и темпераментов архетип будет проявлять по-разному, индивидуально.

Рассмотрим проявление влечения садизма на индивидуальном уровне. Каждый человек
с разным темпераментом и набором индивидуальных качеств будет проявлять свой садизм по-разному. Кто-то будет применять силу и причинять физическую боль, кто-то будет получать удовольствие от власти, а кто-то от вербальной агрессии или от принуждения что-то делать, посмотрит с брезгливостью, уйдет или будет молчать.
Картинка из интернета. презентация Т.Юшковой
Также важно отметить разную природу архетипа.
Есть архетипы структуры психики, о которых писал К. Юнг и поведенческие архетипы.

Архетипы структуры психики, присущи каждому человеку и образуют внутреннюю реальность,
это: персона, тень, эго, самость, Анима, Анимус.

Поведенческие архетипы имеют широкий спектр вариативности и зависят от индивидуальных предрасположенностей человека, а также от семейного, коллективного бессознательного и культурного кода,
в котором живет человек. Архетипов в коллективном бессознательном без культуры быть не может.
Например, архетип, который часто встречается у русского человека - Обломов.
Также архетип можно рассматривать, как индивидуальную программу, как данность, матрицу, по которой выстраивается суть человека. Такая программа заставляет человека мыслить и действовать определенным образом, чтобы реализовать какую-то свою роль. Иногда эта роль может захватить полностью власть над человеком, потому что архетип может отключать критическое мышление. Например, в ситуации опасности, в которой человек начинает вести себя необычным образом. В таких ситуациях архетип срабатывает, как спящая программа, которая активируется только в определенных ситуациях и человек даже может о ней не знать.

Но в большинстве случаев контроль сознания все же остается и тогда появляется внутренняя борьба на морально-этическом уровне: выпускать или не выпускать свой архетип, который стремится разрядить соответствующие влечения и побуждения.
Такая дилемма зависит от стиля жизни человека, на сколько проявление того или иного архетипа выгодно для человека, вредит ли оно ему, целесообразно или нет.
Как например, проявление архетипа Душечка у женщины и Крон у мужчины.
Уровень заряда влечений в тесте Сонди
И здесь мы можем посмотреть на архетип с точки зрения концепции Сонди. Хотя в самом судьбоанализе нет понятия архетипа. В данной концепции архетип можно рассматривать как некую роль, некий сценарий, который перманентно разряжает определенное влечение, заложенное в человеке на генетическом уровне.

Исходя из концепции Сонди, архетипы можно разделить по классам влечения. Влечения сферы ОНО (сферы тела), влечения сферы контактов, влечения сферы Я и влечения сферы Сверх Я.
Таким образом, мы можем условно классифицировать архетипы на архетипы низшего порядка и архетип высшего порядка.

Архетипы низшего порядка - это влечения тела, реализуют влечения ОНО. Это сексуальные влечения (эротомания, садизм, мазохизм), влечения контактов (депрессия, мания, оральная зона эрогенная - говорить и есть).

Архетипы высшего порядка - это влечения Я, архетипы, которые реализуют через свои сценарные роли влечения сферы Я или Сверх Я. Например, Каин, Авель, Моисей.

Полагаясь на учение Л. Сонди, мы не можем утверждать, что в человеке живут все архетипы и их можно пробудить в любой момент, потому что архетип заряжен определенным влечением, и имеет биологический фактор. Более того, нужно учитывать темперамент. У каждого человека будет своя предрасположенность, поэтому не можем сказать, что будет один набор архетипов на всех.
Фото из личного архива
Еще одно существенное различие между учением Л.Сонди и К.Юнгом - это восприятие понятия тени.
Тень по Юнгу - это что-то демоническое, страшное, злое, плохое и является противоположностью персоны. У Сонди тень воспринимается как влечения, которые
не являются доминирующими на данный момент или являются вытесненными. Так как внутренняя реальность человека имеет динамический характер, персона и тень человека могут меняться местами время от времени
и тень может выходить на первый план. Однако бывает и так, что на первом плане у человека уже проявляются “демонические” влечения, соответственно, в тени у него будут влечения противоположные этим. Тень не обязательно может быть злой, она может быть трусливой или нежной, как некая противоположность.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что архетипическое проявление - это некая повторяющаяся программа, которая разряжает доминирующее влечение человека. И эта программа может быть направлена на разрядку садизма или мазохизма, зависимости или контрзависимости, справедливости, сексуального удовлетворения, власти
и тщеславия, нарцизма, а также стремление к предательству и переменам. Это то, что заложено в людях и будет передаваться генетически в нас и в наших потомках.
Другие статьи о психологии