Друзья на свою голову
Психологический анализ героев фильма
Сюжет: в дружбе двух пар случается раскол, когда одна из героинь фильма Лея начинает писать книгу и становится популярным автором. Принять ее успех - настоящее испытание для ее друзей.

В этой статье описываю что происходит во внутреннем мире каждого героя и их стратегии поведения.

Карин
Подруга Леи

Начну с наиболее яркого героя фильма, подруги Карин. У нее есть семья, двое детей, хорошая работа. Карин, яркая, активная, энергичная и смелая. Из сюжета мы понимаем, что Лея и Карин дружат с самого детства. И эта дружба была выгодна для Карин. Рядом с Леей она могла самоутверждаться за счет того, что находится в позиции выше. Такая дружба помогала ей чувствовать себя умнее, талантливее, превосходнее. На фоне Леи Карин чувствовала себя звездой. Мы видим демонстрацию ее величия.

Новость о том, что тихоня Лея начала писать книгу и ее отметил известный писатель ошарашивает Карин. Ее переполняют чувства злости, ревности, зависти, обиды и несправедливости. И в течение всего фильма, ей тяжело справиться с таким наплывом чувств. И вот здесь Карин сталкивается со своей ничтожностью.

На самом деле, все не так однозначно, как нам может показаться в фильме. В картине есть ощущение дуальности, разделения на хороших и плохих. И Карин как будто бы сразу хочется отвергнуть, осудить за ее поведение. Нам хочется поступить с ней ровно так, как мы поступаем со своими дискомфортными чувствами, неприглядными сторонами. Но если мы посмотрим немного глубже, мы поймем почему Карин так себя ведет и что с ней происходит.

Карин достаточно успешна в социальной жизни. С точки зрения психоанализа, она реализовалась намного больше, чем Лея, став Мадонной, родив сына и дочь. У нее есть любящий и поддерживающий муж, дом, работа. Но все это она мгновенно обесценивает из-за сравнения себя с подругой. И это обесценивание себя тянется из детства, когда есть внутренний эталон, идеал, какой она должна быть, для того, чтобы ее принимал значимый взрослый. И если она не соответствую этому идеалу, то ее могут отвергнуть. Так появляется надстройка в виде Ложного Я, которая диктует какой ей нужно быть. И вот это соответствие идеалу, реализуется через внутреннюю агрессию. Потому что нужно постоянно на себя нападать, чтобы стать ближе к идеалу.

Сравнивая себя с подругой и решив, что проигрывает ей, Карин падает в свою ничтожность. Из-за этого внутренней агрессии становится слишком много, поэтому ее нужно выразить на Лею, рядом с которой она появляется. Так как в чистом, открытом виде выражать агрессию социально неприемлемо и не безопасно, Карин выражает ее в обесценивании результатов подруги, колких замечаниях и в обвинении.

Важно помнить, что чувство собственной превосходности равно количеству внутренней ничтожности.

Превосходство появляется там, где есть ничтожность и нелюбовь к себе.

И на протяжении всего фильма, Карин пытается доказать свою не ничтожность. Поэтому ей важно раздуть себя, сделать себя больше, шире, заметнее. Поэтому важно кричать о себе, иначе, она просто исчезнет. Важно признание других, оно возвращает ее к жизни.

В фильме хорошо показаны проекции Карин рядом со своей подругой. Она видит не реального человека, а свое представление о ней.

  • “Она меня даже не поблагодарила”.
  • “Она меня даже не остановила”.
  • “Она говорит мне это, чтобы возвыситься надо мной!”

Это представление формирует фрустрирующее чувство брошенности и ненужности. Но важно помнить, что чувства мы всегда генерируем сами. И чувство брошенности появляется тогда, когда нет контакта со своим Реальным Я, с собой настоящим.

Самое грустное в этой ситуации не разрушающая зависть Карин, а отсутствие опыта сочувствия и милосердия. Скорее всего, Карин не получила в детстве от значимого человека разрешений на проявление незнания, несовершенства, слабости и уязвимости. И уже во взрослом возрасте, она просто не знает, как с этим справиться.

И если бы у Карин, действительно, было чувство собственной уникальности, она бы не начала соревноваться со своей подругой. Не было бы внутреннее борьбы. Знание о своей уникальности у нас появляется только когда есть контакт с собой настоящим. У Карин такого контакта нет.

Франсис
Муж Карин

Давайте рассмотрим совершенно другую стратегию реагирования на чужой успех. Муж Карин Франсис. В начале фильма, когда он узнает об успехе Леи, у него тоже появляется чувство зависти и чтобы справиться с ним, он выдает пару колких и обесценивающих фраз. Но в течение фильма, мы видим, как герой через общение с Леей, получает разрешение на собственную реализацию своего потенциала. И всю энергию он направляет на поиск своих талантов. Такое разрешение получает ребенок в детстве, когда он пробует рисовать, лепить, петь, танцевать. И реакция родителя очень важна. И если было много запрещений или негативных оценок со стороны взрослых, желание проявлять себя может быть блокировано.

Франсис направляет свою зависть на созидание и рост. И ему, как ребенку, нормально в том, что он пробует, бросает, начинает другое. Это приводит его к себе истинному. Успех Леи становится для него собственной областью развития. Свое незнание и несовершенство не фрустрирует его, оно развивает его. Через уязвленность, он выходит в уязвимость и саморазвитие. И даже если бы он продолжил заниматься музыкой, он бы нашел свою аудиторию, так как его стиль достаточно авангардный.


Марк
Мужчина Леи

Интересная ситуация произошла с Марком, мужчиной Леи. Марк не смог выдержать успех Леи из-за своей несостоятельности. Он мог быть в отношениях с Леей только тогда, когда она была менее реализована и успешна. Это давало ему ощущение собственной превосходности и уверенности. Марку нужно было восхищение, которое он мог получать только от менее реализованной женщины. В ее глазах он капитан, он самый лучший, неповторимый. Это же восхищение он ожидал от начальства на работе, поэтому просто ждал повышения, вместо того, чтобы прилагать усилия. Сделать это ему не позволял собственный нарциссизм. В этом и заключалась его слабость.

Когда Лея начала меняться, это вызывало страх и ревность. Потому что нет понимания как будут развиваться отношения дальше. Какими глазами теперь будет смотреть на него Лея. Как на кого? Как на альфонса? Как скоро появится у нее отвращение к нему?

Выдержать успех Леи было для Марка невыносимо, так как у него не было своих значимых достижений и статуса.

Чтобы радоваться за другого, нужно быть или выше статусом, или быть с ним на равных, когда есть понимание, что можно сделать так же.

Когда другой сильно обгоняет в реализации, это вызывает агрессию и зависть. Поэтому появилась конкуренция, обесценивание и обвинение Леи. Для Марка подаренный мотоцикл был унижением, так как он был преподнесен из чувства вины за свой успех. Его мужское достоинство и самооценка уничтожались рядом с Леей. Жизнь в лучах ее славы становилась невыносимой. Как мужчина, он не смог быть рядом, чтобы потом не выслушивать шутки друзей про каблук. Понимая, что он не сможет достичь такого же успеха, Марк нашел себе новую женщину, которая будет им восхищаться.

Лея
Автор книги

И теперь разберем портрет главной героини Леи. Нам показывают скромную, тихую, неуверенную в себе женщину без амбиций, которая работает консультантом в магазине. На примере Леи очень хорошо видно, как проявляется уникальность Истинного Я через реализацию внутреннего потенциала. Как человек начинает светить собственным неповторимым светом.

Весь фильм нам хотят показать Лею, как человека сомневающегося, не умеющего делать выбор, неуверенного в себе. Но если смотреть внимательно, то мы увидим, что главная героиня достаточно сильная личность, которая не отказывается от своих намерений и желаний. Когда вокруг столько обесценивания и агрессии, ей удается выдержать это и оставаться верной себе, что говорит о внутреннем стержне и силе духа.

Мне бы хотелось раскрыть теневые качества главной героини, иначе, ее портрет становится плоским. Лее нравилось наблюдать за людьми и она написала книгу о людях, которая вызвала восхищение у публики. Мы смело можем сказать, что она хорошо чувствовала и понимала людей. Вот здесь и проявляется нарциссизм Леи. Будучи такой чуткой, она не могла не заметить чувства и реакции своих друзей. Лея заняла наблюдающую, отстраненную позицию рядом с близкими. Она прекрасно видела все, что происходило и это доставляло ей удовольствие. Наблюдая за проявлением их качеств, она возвышалась.

Одна из ее фраз в конце фильма выдает ее:
  • А Карин, когда поняла, что не может связать двух слов, стала мадам попробуй догони.
  • Жестко ты ее.
  • Ну, да.

Именно ее невовлеченность возвышала ее над друзьями.

Еще в фильме хорошо показаны архетипы Каина - агрессия, зависть, злость (Карин) и Авеля - бесконфликтность, порядочность, доброта (Лея). И эта внешняя хорошесть архетипа Авеля вызывала агрессию вокруг. Из-за этой порядочности и бесконфликтности, агрессии у подруги становилось все больше, потому что на ее фоне она еще больше чувствовала свою ущербность и ничтожность. И если бы Лея проявила свою тень, свою неидеальность в чем-то, это снизило бы напряжение вокруг. Все бы выдохнули.

Чему учит нас этот фильм

Чувствовать зависть может каждый и это абсолютно нормально. Не нужно пытаться ее вытеснять, подавлять, избавляться от нее. Важно помнить, что это часть вас и она вам о чем-то говорит. Как правило, о вашем нереализованном потенциале.

Зависть может быть как фрустрирующим, деструктивным, так и мотивирующим на созидание чувством. Эта очень сильная энергия, которая может разрушить человека внутри. Но если относиться к ней, как к внутреннему компасу, маяку, она может быть внутренним ресурсом для самореализации. Стратегию поведения выбираете вы.

Другие разборы фильмов